Дамоклов меч над Израилем


Англосаксонская коалиция взяла Багдад. Наивные граждане Америки выражают надежду на то, что "на Ближнем Востоке отныне будет мир, свобода и демократия", однако настоящие проблемы только начинаются. И трудно сказать, кому сейчас легче - мирной коалиции, в которой человечество видит последнюю возможность пусть слабого, но все же сопротивления единоличной американской гегемонии, либо победившей стороне. Уже сегодня баланс сил на Ближнем Востоке существенно изменился по сравнению с довоенным.

Особую тревогу вызывает положение Израиля. Несмотря на то, что у Израиля крайне негативное отношение к Хусейну из-за поддержки вооруженной борьбы палестинцев, особенного восторга Ариэль Шарон по поводу вторжения в Ирак сил союзников не выражал. Более того, даже из рядов израильских правых, не говоря уже о левых, раздавались резкие призывы к израильтянам "осудить агрессию против суверенного Ирака".

Казалось бы, откуда такие настроения, ведь США уничтожают близкого и опасного противника Израиля? Но израильтяне, как никто другой, отличаются навыками долгосрочного планирования. И они явно просчитывают развитие ситуации, складывающейся не в их пользу.

Во-первых, однополярный мир означает изъятие значительной доли государственного суверенитета у всех стран мира. Не только враги США стали сегодня менее суверенными, но и друзья, ведь поведение Вашингтона показало: друзей у США нет, есть только подчиненные - радивые и нерадивые... И если региональная конъюнктура переменится, любая фронда со стороны Израиля в отношении патрона может привести к аналогичной развязке. Танки пойдут к Иерусалиму.

Во-вторых, Израиль - государство, по сути, национальное, либерал-демократический фасад едва прикрывает его национально-религиозную мессианскую природу. Палестинская проблема стоит так остро именно потому, что в ней наглядно высвечивается противоречие между декларируемой демократией и фактическим национально-религиозным устройством. США видят свою миссию в насаждении повсюду, и на Ближнем Востоке в частности, именно либеральной демократии, что не может не прийти в противоречие с реальной политической системой Израиля.

В-третьих, США придется искать новую формулу отношений с арабским миром. Понятно, что основой этих новых отношений будет прямой силовой диктат, кнут, но все же нечто подобное прянику предлагать придется. А даже малое послабление арабам в палестинском вопросе грозит обрушить на Израиль мощное давление арабского мира.

Согласно историкам, "еврейский вопрос" пришел в арабский мир довольно поздно, в XX веке, отчасти занесенный антисемитами-христианами, отчасти как реакция на сионистскую политику реколонизации Палестины. Исторически же мусульмане гораздо более терпимо относились к иудеям, чем к христианам. Но в XX веке создание Государства Израиль стало для исламского мира зримой печатью его собственного плачевного положения, огромная миллиардная масса мусульман не могла справиться с крохотной горсткой отчаянных колонизаторов. Понятно, что причина была не только в Израиле. Не поддерживай его США, все могло бы быть иначе. Но США - огромная, отдаленная империя, признать ее мощь не так обидно, а Израиль - крохотное государство в самом сердце исламского мира, и это для арабов по-настоящему оскорбительно.

Оккупация Ирака, осуществленная США, ставится в вину именно Израилю, союзнику англосаксов, и если отомстить Бушу-младшему не так просто, то добраться пешком до Иерусалима труда не составляет. Очевидно, что арабы ответят на события в Ираке новой волной интифады, и не исключено, что эта волна будет беспрецедентной.

И наконец, четвертое - политическая система Израиля переживает серьезный внутренний кризис. Правые силы связывают само существование Израиля с сохранением сильной государственности, развитием религиозных традиций. Левые же, напротив, выступают как сторонники немедленной глобализации, включение в общечеловеческий плавильный котел, в современность. Такой раскол общества на фоне движения цивилизационных плит, чей эпицентр приходится как раз на регионы Ближнего Востока, крайне опасен.

Как отнестись к этому России? Я убежден, что мы сегодня заинтересованы в том, чтобы поддерживать отношения и с арабским миром, и с Израилем. Нельзя скатываться ни в инерциально-советский (примаковский) и явно более неадекватный сценарий односторонне проарабской позиции, нельзя следовать логике реформаторов-западников и становиться на сторону Иерусалима, независимо от того - прав он или не прав. Нужен третий путь, новая парадигма.

Александр Дугин
12.04.03




 
 
Дружественные нам сайты